Главная » Тайны растений

Поэтичность в названии трав




Садоводы любят экзотические растения. Чтобы видеть у себя в оранжерее здоровое растение важно знать тонкости разведения. Редкое цветущее существо требует тщательного обеспечения условий. Тонкости выращивания большинства видов цветов одинаковы. В приведенной подборке авторы постарались привести множество статей, чтобы избежать ошибок при разведении редкого растения. Рекомендуем понять для определения дальнейших мероприятий, к какому семейству относится Ваш любимец.

Через Слово познается мир Природы

Поговорим о травах! Поэтичность в названии трав.

Поэтичность в названии трав

В песнях трава имеет особые поэтические названия: "травушка-муравушка", "мурава духовитая", "травка шелковая", упоминали и злую, и горькую: "Полынька, полынька, травонька горькая, сама ты, злодейка, уродилася, заняла злодейка в саду местечко - место доброе, хлебородное".

Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих растений, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие - желтенькие, синенькие, беленькие... Давайте разберемся, что же это за травы?

поэтической эмоциональностью: "травушка муравушка" (спорыш), "травка шелковая" (ковыль), "солдатская трава" (тысячелистник), "сон-трава" (прострел), "одолень-трава" - кувшинка, "трава-приворот" (манжетка), "печаль-трава" (полынь), "разрыв-трава" или "ключ-трава" - папоротник, "плакун-трава или эстетическими звучаниями: красава, краса, красоля, красотная трава, купальница, чистец, чистотел; образными выражениями (метафорами, сравнениями, метафорическими эпитетами): кувшинка (плодик напоминает изделие гончарного искусства), пастушья сумка (плодик соответствует форме пастушьих сумок), наперстянка (цветы похожи на напёрстки), медвежье ухо (коровяк обыкновенный - листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник или волчья стопа - плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след (Ю.В.Линник); ритмичностью речи: травка гречка - попарь плечики, травка репеёк - попарь животок, травка мяточка - припарь пяточки (народная игра "Воробей"), горицвет - всем цветам цвет (пословица); поэтическим видением мира: любка двулистная ночная фиалка - не что иное, как любимая, "любовь", незабудка - "не забудь меня!", жар-цвет, Иван-да-Марья.

Отрывок из книги Владимира Солоухина "Трава"Однажды я записал смешную историю, как мы с другом пытались выяснить название белых душистых цветов, растущих около речек и в сырых оврагах. Лесник, к которому мы обратились, обрадованно сообщил нам, что это бела трава. Теперь я знаю, то была таволга. Но лесник не знает этого до сих пор, и бела трава для него вполне подходящее и даже исчерпывающее название...

(см. Таволга, или лабазник вязолистный.)

Мой сотоварищ по перу Василий Борахвостов, узнав, что я собираюсь писать книгу о травах, стал посылать мне время от времени письма без начала и конца, с чем-нибудь интересным. Обычно письмо начинается с фразы: "Может, пригодится и это..." Чтобы подтвердить свою мысль о поэтичности и мудрости народа, несмотря на невежественность отдельных людей, выписываю полстранички из борахвостовского письма.

"Теперь о траве (эти названия собрал за 50 лет сознательной жизни, но мне не понадобилось). Русский человек (надо бы сказать - народ, - В. С.) настолько влюблен в природу, что эта его нежность к ней заметна даже по названиям трав: петрушка, горицвет, касатик, гусиный лук, баранчик, лютики, дымокурка, курчавка, чистотел, белая кашка, водосбор, заманиха, душичка, заячья лапка, львиный зев, мать-и-мачеха, заячий горох, белоголовка, богородицы слезки, ноготки, матренка, одуванчики, ладаница, пастушья сумка, горечавка, поползиха, иван-чай, павлиний глаз, лунник, сон-трава, ломонос, волкобой, лягушатник, маргаритки, мозжатка, росянка, ястребинка, солнцегляд, майник. Соломонова печать, стыдливица, северница, лисий хвост, душистый колосок, ситник, гулевник, сабельник, хрустальная травка, журавельник, копытень, пужичка, сныть, пролеска, подморенник, чистяк, серебрянка, жабник, белый сон, кавалерийские шпоры, горький сердечник, буркун, сухаребник, девичья краса, калачики, волгоцвет, золотой дождь, таволга, бедренец, купырь, золотые розги, мордовннк, куль-баба, ласточник, румянка, наперстянка, богородская трава, белорез, царь-зелье, жигунец, собачья рожа, медвежье ушко, ночная красавица, купавка, медуница, анютины глазки, бархатка, васильки, вьюнки, иван-да-марья, кукушкины слезки, незабудка, ветреница, кошачья лапка, любка, кукушкин лен, барская спесь, бабий ум (перекати-поле), божьи глазки, волчьи серьги, благовонка, зяблица, водолюб, красавка... Сколько любви и ласки!"

Конечно, хоть и за пятьдесят лет, Борахвостов собрал не все. Достаточно заметить, что в списке нет хотя бы колокольчиков, мышиной репки, птичьей гречки, ландыша, солдатской еды, столбецов, земляники, манжетки, купальницы, зверобоя, чтобы понять, как список не полон и как можно продолжать и продолжать. Но зато в нем есть истинно народные названия, не встречающиеся в ботанических атласах. Важно и другое. Читая все эти названия трав, отчетливо понимаешь, насколько народ знает больше, чем мы с тобой, ты да я. И что, пожалуй, мы с тобой (ты да я) просуществуем на свете зря, если не добавим хоть медной копеечки в драгоценную вековую копилку, коли иметь в виду не названия трав (которых мы с тобой, безусловно, не добавим), но всяких знаний, всякой культуры, всякой поэзии, всякой красоты и любви...

Тайны растений, загадки, сенсационные открытия на flоrеts.ru

Тайны растений

Поэтичность в названии трав

Опубликовано 20.05.2011 автором

Через Слово познается мир Природы

Поэтичность в названии травТравы, травы, травы! Поэтичность в названии трав.

«Для всего, что существует в природе, …в русском языке есть множество хороших слов и названий» (К.Г.Паустовский). «Наши предки умели удивительно правильно сводить воедино свои наблюдения над природой» (Л.С.Черепанов).

В песнях трава имеет особые поэтические названия: «травушка-муравушка», «мурава духовитая», «травка шелковая», упоминали и злую, и горькую: «Полынька, полынька, травонька горькая, сама ты, злодейка, уродилася, заняла злодейка в саду местечко — место доброе, хлебородное».

Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих растений, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие — желтенькие, синенькие, беленькие… Давайте разберемся, что же это за травы?

поэтической эмоциональностью. «травушка муравушка» (спорыш), «травка шелковая» (ковыль), «солдатская трава» (тысячелистник), «сон-трава» (прострел), «одолень-трава» — кувшинка, «трава-приворот» (манжетка), «печаль-трава» (полынь), «разрыв-трава» или «ключ-трава» — эстетическими звучаниями. красава, краса, красоля, красотная трава, купальница, чистец, чистотел; образными выражениями (метафорами, сравнениями, метафорическими эпитетами): кувшинка (плодик напоминает изделие гончарного искусства), пастушья сумка (плодик соответствует форме пастушьих сумок), наперстянка (цветы похожи на напёрстки), медвежье ухо (коровяк обыкновенный — листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник или волчья стопа — (root_komnatnye-rasteniya_pelargoniya_geranj-geranium- герань 1) — плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след (Ю.В.Линник); ритмичностью речи. травка гречка — попарь плечики, травка репеёк — попарь животок, травка мяточка — припарь пяточки (народная игра «Воробей»), горицвет — всем цветам цвет (пословица); поэтическим видением мира. любка двулистная ночная фиалка — не что иное, как любимая, «любовь», незабудка — «не забудь меня!», жар-цвет, Иван-да-Марья.

Однажды я записал смешную историю, как мы с другом пытались выяснить название белых душистых цветов, растущих около речек и в сырых оврагах. Лесник, к которому мы обратились, обрадованно сообщил нам, что это бела трава. Теперь я знаю, то была таволга. Но лесник не знает этого до сих пор, и бела трава для него вполне подходящее и даже исчерпывающее название…

(см. Таволга, или лабазник вязолистный.)

Мой сотоварищ по перу Василий Борахвостов, узнав, что я собираюсь писать книгу о травах, стал посылать мне время от времени письма без начала и конца, с чем-нибудь интересным. Обычно письмо начинается с фразы: «Может, пригодится и это…» Чтобы подтвердить свою мысль о поэтичности и мудрости народа, несмотря на невежественность отдельных людей, выписываю полстранички из борахвостовского письма.

«Теперь о траве (эти названия собрал за 50 лет сознательной жизни, но мне не понадобилось). Русский человек (надо бы сказать — народ, — В. С.) настолько влюблен в природу, что эта его нежность к ней заметна даже по названиям трав: петрушка, горицвет, касатик, гусиный лук, баранчик, лютики, дымокурка, курчавка, чистотел, белая кашка, водосбор, заманиха, душичка, заячья лапка, львиный зев, мать-и-мачеха, заячий горох, белоголовка, богородицы слезки, ноготки, матренка, одуванчики, ладаница, пастушья сумка, горечавка, поползиха, иван-чай, павлиний глаз, лунник, сон-трава, ломонос, волкобой, лягушатник, маргаритки, мозжатка, росянка, ястребинка, солнцегляд, майник. Соломонова печать, стыдливица, северница, лисий хвост, душистый колосок, ситник, гулевник, сабельник, хрустальная травка, журавельник, копытень, пужичка, сныть, пролеска, подморенник, чистяк, серебрянка, жабник, белый сон, кавалерийские шпоры, горький сердечник, буркун, сухаребник, девичья краса, калачики, волгоцвет, золотой дождь, таволга, бедренец, купырь, золотые розги, мордовннк, куль-баба, ласточник, румянка, наперстянка, богородская трава, белорез, царь-зелье, жигунец, собачья рожа, медвежье ушко, ночная красавица, купавка, медуница, анютины глазки, бархатка, васильки, вьюнки, иван-да-марья, кукушкины слезки, незабудка, ветреница, кошачья лапка, любка, кукушкин лен, барская спесь, бабий ум (перекати-поле), божьи глазки, волчьи серьги, благовонка, зяблица, водолюб, красавка… Сколько любви и ласки!»

Конечно, хоть и за пятьдесят лет, Борахвостов собрал не все. Достаточно заметить, что в списке нет хотя бы колокольчиков, мышиной репки, птичьей гречки, ландыша, солдатской еды, столбецов, земляники, манжетки, купальницы, зверобоя, чтобы понять, как список не полон и как можно продолжать и продолжать. Но зато в нем есть истинно народные названия, не встречающиеся в ботанических атласах. Важно и другое. Читая все эти названия трав, отчетливо понимаешь, насколько народ знает больше, чем мы с тобой, ты да я. И что, пожалуй, мы с тобой (ты да я) просуществуем на свете зря, если не добавим хоть медной копеечки в драгоценную вековую копилку, коли иметь в виду не названия трав (которых мы с тобой, безусловно, не добавим), но всяких знаний, всякой культуры, всякой поэзии, всякой красоты и любви…

Лечиться надо в первую очередь лекарственными травами — тем, что в буквальном смысле лежит у нас под ногами, что дается нам бесплатно, — считает сотрудник Епархиального отдела по противодействию алкоголизму и наркомании, руководитель медицинских программ Школы трезвения, врач-фитотерапевт Владимир Вишнев. Уже пять лет под его руководством опытные врачи, специалисты во многих областях медицины читают курс лекций «Здоровье православному человеку».

— Владимир Николаевич, почему такое название — «православному человеку»?

— Конечно, у нас дверь открыта для всех. Приходят и неверующие, слушают, вникают, даже стараются молиться вместе с нами до и после каждой лекции. Но курс построен так, что здоровье рассматривается как богоданная ценность, а болезнь — как преодолимое с Божией помощью, посредством многообразия природных богатств, следствие человеческого греха. Понять и принять такую точку зрения может только верующий или человек, желающий прийти к Богу.

— Побывав на лекциях, я заметила, что в зале в основном женщины от 50 лет.

— Да, 50 лет — возраст, когда болезни начинают мешать жить. Есть и бабушки под 80, которые изучают искусство траволечения не только для себя, но для всей семьи, чтобы грамотно лечить детей и внуков. Если у бабушки атеросклероз, то она может с удивлением узнать, что у себя на грядках надо выращивать горицвет и барвинок. И жить хоть до ста лет, правильно их употребляя. У нас в России многие умирают от элементарного незнания! Сколько смертей, например, от тромбоэмболии. А если человеку разъяснят, как легко можно настоями и отварами трав разжижать кровь, расширять сосуды, улучшать кровообращение, что это совершенно необходимо делать уже со среднего возраста, он во многом будет защищен от неприятностей.

— Интересно, как Вы приняли решение читать лекции для православных?

— Долго работал врачом в обычной поликлинике. Но как-то не получалось у меня с радостью и полной отдачей трудиться в официальной медицине, как раньше это делали добросовестные земские врачи. То упрекали меня, что слишком внимательно отношусь к пациентам, то предлагали забыть о травах и лечить только таблетками, а когда больные с других участков приходили ко мне за советом, то и вовсе встречал косые взгляды коллег.

С 80-х годов я читал много лекций о лекарственных растениях для врачей и обычных слушателей в поликлиниках, дворцах культуры, детских садиках, санаториях. Заметил, что лекции хуже всего слушают врачи: им скучно, они зевают! Потому что им известно со студенческой скамьи, что бронхит, к примеру, лечится антибиотиками. Зачем же отхаркивающие травы? Для сосудов головы нужен кавинтон. И так далее. А то, что на 10 показаний есть 30 противопоказаний, что травы — естественное, доступное и полезное для организма лекарство, они не учитывают. Знают зверобой, подорожник, мать-и-мачеху — всего лишь с десяток-полтора трав, как обычный человек без медицинского образования. Но даже этого не применяют и не задумываются, что Господь дал нам множество растений не просто так. Если бы мы ими изначально пользовались, болезни бы не запускались, не нужны были бы таблетки. Химия дороже и выгоднее, за ее рекламу и распространение многие медики (это не секрет) получают дивиденды от производителей.

В Церкви я с 2001 года. А в 2003-м со мной произошел знаменательный случай. Купил серьезную машину — «Тойоту», и как-то на шоссе за городом заснул от усталости за рулем и перевернулся. Чудом остался жив. И понял, что Господь дает здоровье, силы, чтобы продолжать читать лекции, писать книги, которые помогут людям оздоровлять тело и душу. Моя стезя — просветительская деятельность. Знаний накоплено много, надо их отдавать людям.

— В советское время народная медицина была в загоне. Как Вы ею заинтересовались?

— Нашей династии фитотерапевтов 260 лет. Деду Дмитрию Осиповичу 102 года, он был провизором. Ухаживал за целым аптечным полем, сдавал около 40 тонн сухой травы, сейчас никто столько не сдает. В войну служил на Карельском фронте, перевязочного материала не хватало, и он собирал исландский мох — цетрарию, которой под ногами на сосновых полянах у нас видимо-невидимо. Сушил, мельчил в порошок и посыпал им гноящиеся раны. Люди выживали.

Дед сам всю жизнь использовал лекарственные растения, и до сих пор у него нет старческой атрофии сосудов. Я недавно измерял у него пульсацию крови в конечностях и был радостно удивлен. Все в порядке!

В молодости я много ездил по деревням, к бабушкам, которые родились еще до революции, когда искусство травничества было развито только на народном уровне. Перенимал их бесценный опыт, старался ухватить уходящее. У них была ясная генетическая память. Одна 85-летняя старица Павловна водила меня в лес и говорила: «Мне много лет, я все травы по названию могу и не помнить, но скажу тебе, от чего они помогают». Находился по лесным экскурсиям, «накопал корней» .

Сейчас продолжаю много путешествовать по России: приглашают епархии, храмы, монастыри. Особенно благодатно развивается травничество в обителях. Братия или сестры с радостью учатся распознавать травы, сушить их, готовить фиточаи. Раньше это было одним из исконных монастырских занятий. Приятно, когда на православных выставках все чаще встречаешь опытных травников-монахов. Покупатель знает, что товар брать лучше у них: они освящают дары Господни молитвой.

— Траволечением у нас в России по-прежнему владеют единицы, хотя выходит много справочников по травам и они не залеживаются на полках магазинов. Вы считаете, это народное искусство врачевания будет возрождаться?

— Да, но пока мы имеем моду на нетрадиционные методы лечения. Справочников-травников вроде бы предостаточно, но они похожи, как близнецы-братья: место произрастания растения, состав и так далее. Но фитотерапия — это и наука, которую надо развивать, и многовековая народная мудрость как постижение человеком божественных секретов природы. «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать различия растений и силы корней» (Прем. 7, 17, 20).

Господь дал нам более 20 000 растений, почти все — лекарственные. И каждая травка — живая, и «всякое дыхание да хвалит Господа». Что-то мы о них знаем, а что-то нет. Есть еще множество неразгаданных тайн.

Но в общем-то традиции траволечения постепенно возрождаются. Это заметно по тому, как быстро расходятся наши просветительские издания. Сейчас по благословению митрополита Владимира материалы нашего епархиального отдела выпускаются многими газетами, журналами, издательствами России и Украины под общим заголовком «Травы Отечества». Их общий тираж — 35 миллионов.

— Раскройте секрет, как Вы заводите с аудиторией беседу о растениях и их богоданности?

— Очень просто! Возьмите самый распространенный 50-й псалом: «Окропиши мя иссопом и очищуся». С библейских времен известно это растение и востребовано людьми, даже святой Давид его воспел. И кому не интересно знать, что эта травка с крохотными розовыми, лиловыми или фиолетово-синими цветками, если умело ее применять, оказывает антисептическое, антибактериальное, спазмолитическое, отхаркивающее и смягчающее действие? При бронхите, астме, других заболеваниях дыхательных путей настой иссопа незаменим.

Ведь каждое растение имеет огромную историю, о каждом сложены легенды. К примеру, обычный первоцвет. Замечательный цветок, который радует нас, первым показываясь весной из земли. Издавна первоцветы называли «ключиками», которые открывают дорогу всему зеленому царству пробуждающейся природы. А еще — «Петровыми цветами». По сказанию, апостолу Петру были доверены ключи от райских врат, и он выронил их, узнав, что отверженные духи их подделали. На месте, где они упали, выросли прекрасные цветы-ключики как вечное напоминание о случившемся.

А сколько слов в Библии, в святоотеческой литературе посвящено травам и их пользе для человека! Наши справочники отличаются от «светских» тем, что в них можно найти множество высказываний святых отцов. Людям нужны эти замечательные слова. Читаешь высказывания преподобного Антония Великого, святителя Луки Войно-Ясенецкого, святого Иоанна Шанхайского и чувствуешь, как душа укрепляется.

— А как Вы собираете травы?

— Очень важно, когда рядом с тобой единомышленники, когда они понимают значение и смысл этого труда. Для каждого растения — свое время созревания, свой сезон сбора. Сейчас мой отец Николай Дмитриевич и мама (мы ее зовем «бабушка Валя»), которым по 82 годa, — мои главные помощники летом в собирании трав. Они крещеные, но в советское время в храм не ходили, а теперь — мне это приятно сказать — воцерковляются. Летом вместе с нами выезжают на природу. Начинается весна — мы уже наготове, конец марта — отправляемся на сбор трав.

Этот процесс для меня неразрывно связан с молитвой. Собираем травы и молимся. Фотографируем их — молимся. Невозможно приступать к сбору трав без «Отче наш» и «Царю Небесный». Растение лучше откроется тебе, когда ты подходишь к нему с молитвой.

А сейчас и видеоаппаратуру с собой прихватываем. Мне помогают мои дети: Марта (Маргарита), Ксения, Антон и Николай. Все вместе начали недавно снимать целые фильмы о лекарственных травах: необходимость в таких наглядных пособиях выявилась в ходе чтения лекций. Засняли уже более 300 растений. Это такая красота!

— Вы говорите о травах в приподнятом стиле. Наверное, он сложился в результате многолетнего общения с природой. Но ведь это неожиданно для многих, с кем Вы общаетесь?

— Да, сначала удивляются, что я на лекциях пою гимны то простому лопуху, то шиповнику, то вербе, то еще какому-то растению, которое целое лето у нас перед глазами или под ногами. А мы их топчем, не собираем, не уважаем, не любуемся ими. Относимся к ним как к прозе жизни, не чувствуем поэзию трав.

Как-то наша бабушка Валя вышла в поле рано утром — а солнце освещает его, оно все переливается розовыми, лиловыми, малиновыми цветами. Красота! Она говорит: «Я отсюда не уйду!» Мама выразила то, что каждый из нас чувствует, находясь среди этого разноцветья и разнотравья, купаясь в этой благодати. Впервые я окунулся в нее пацаном лет десяти. Помогал взрослым собирать календулу, а в ней много масел, руки скоро стали оранжевыми, а я все никак не мог оторваться от этих золотисто-рыжих, глубоко впитавших солнечную энергию цветков.

Недавно я стал сочинять и публиковать сказочки-рассказочки для самых маленьких. Про золотистый одуванчик, про красный боярышник, про желтую с белыми лепестками ромашку. Это азы фитотерапии. Дети слушают с удовольствием. Был как-то в одном детском садике — ребята слушали сказки, рассматривали образцы трав. За окном зима. И вдруг одна девчушка говорит: «Ой, как хочется скорее пойти травки пособирать!»

Беседовала Елена Югина

Описание трав и цветов в поэзии СА Есенина

;font-family:'Times New Roman CYR'">МОУ средняя общеобразовательная школа №69

;font-family:'Times New Roman CYR'">«Центр развития образования»

;font-family:'Times New Roman CYR'">РЕФЕРАТ

;font-family:'Times New Roman CYR'">по курсу

;font-family:'Times New Roman CYR'">«Литература. Есениноведение»

;font-family:'Times New Roman CYR'">Тема: «Описание трав и цветов в поэзии С.А. Есенина»

;font-family:'Times New Roman CYR'">Автор: Попова Наталья Алексеевна

;font-family:'Times New Roman CYR'">ученица 8.2 класса средней школы № 69

;font-family:'Times New Roman CYR'">Руководитель: Рожнова Елена Николаевна

;font-family:'Times New Roman CYR'">Рязань 2005

;font-family:'Times New Roman CYR'">

;font-family:'Times New Roman CYR'">Введение

;font-family:'Times New Roman CYR'">Сергей Есенин… поэтическое сердце России… Его стихи обладают поистине колдовской силой, берут за душу, добираются до самых глубин сердца.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Он пленил меня, повел по прекрасной земле, заставил всмотреться в ее краски, вслушаться в ее звоны, в ее тишину, всем существом впитать ее запахи…

;font-family:'Times New Roman CYR'">В чем притягательность его поэзии? Не в том ли, что она открывает тайну познаний света, что в ней бездна смысла? Не поможет ли мне понять эту тайну, раскрыть смысл характернейшая особенность есенинского творчества - активное использование цвета, его словесная живопись?

;font-family:'Times New Roman CYR'">В поисках ответов на данные вопросы я поняла, что легкость, красивость его стихотворений обманчива. И истинный смысл, настоящая глубина его произведений открывается не сразу…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Его открытие состояло в том, что цветовой образ так же, как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворенности, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее и золотое брезжит и переливается в есенинских стихах.

;font-family:'Times New Roman CYR'">По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Причина обращения к поэзии С. Есенина по данной теме

;font-family:'Times New Roman CYR'">В поэзии С.А. Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли и образа.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Лирической чувствительностью проникнуто все творчество поэта. Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская береза - самый любимый образ поэта, и его старый клен «на одной ноге, стерегущий голубую Русь»,

;font-family:'Times New Roman CYR'">И цветы, и трава, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Побывав весной в селе Константиново, выслушав экскурсовода, наслаждаясь удивительной природой этого края: цветущими деревьями, травами, склонами оврага, рекой Окой, я поняла почему С.А. Есенин искренне любил это место, посвящал стихи родным краям.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Мне показалось очень интересным и увлекательным через поэзию С.А. Есенина наблюдать трепетную жизнь трав и цветов, пережить определенную смену чувств и настроений поэта.

2. ;font-family:'Times New Roman CYR'">Цель работы

;font-family:'Times New Roman CYR'">В этой работе меня лично интересует душевное расположение поэта к растительному миру. Как часто С.А. Есенин использует образ растений в поэзии, какие травы и цветы он показывает нам в своих стихах.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Поэт намеренно подбирает обычные травы рязанской местности. С какой целью, для чего? Возможно, через растения он показывает характер русской души. В поэзии С.А. Есенина травы и цветы шепчутся, грустят, радуются и поют. В своих стихах с помощью растений он выражает настроение души.

3. ;font-family:'Times New Roman CYR'">

Образ растений в поэзии о природе

;font-family:'Times New Roman CYR'">Причина обращения С. Есенина к образу растений.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Пейзаж С.А. Есенина - не мертвые безлюдные картины. Пользуясь словами М. Горького, можно сказать, что в него всегда «вкреплен человек». Этот человек - сам поэт, влюбленный в родной край.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Основная образная тема произведений Есенина - передача внутреннего состояния героя через восприятие окружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «все, что душу обрекает в плоть».

;font-family:'Times New Roman CYR'">Природа у С. Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей. Она любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Растительный мир поэта многообразен. В его стихах встречаются более 20 пород деревьев (липа, ива, черемуха, береза…), 20 видов цветов.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Среди них - роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашка, резеда, кашка, левкой, василек, колокольчик, различные травы и злаки. Вот лишь несколько примеров.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И душа моя - поле безбрежное -

;font-family:'Times New Roman CYR'">Дышит запахом меда и ;font-family:'Times New Roman CYR'">роз ;font-family:'Times New Roman CYR'">…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Белая свитка и алый кушак,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Рву я по грядкам зардевшийся ;font-family:'Times New Roman CYR'">мак ;font-family:'Times New Roman CYR'">…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Под венком лесной ;font-family:'Times New Roman CYR'">ромашки ;font-family:'Times New Roman CYR'">

;font-family:'Times New Roman CYR'">Я строгал, чинил челны…

;font-family:'Times New Roman CYR'">По меже, на переметке,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Резеда и риза ;font-family:'Times New Roman CYR'">кашки ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И вызванивают в четки

;font-family:'Times New Roman CYR'">Ивы кроткие монашки.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И выползет из колоса,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Как рой ;font-family:'Times New Roman CYR'">пшеничный злак ;font-family:'Times New Roman CYR'">…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Все они неповторимо живут и органично вплетаются в поэтическую ткань стиха. Так же это и абстрактная трава:

;font-family:'Times New Roman CYR'">Родился я с песнями в ;font-family:'Times New Roman CYR'">травяном одеяле ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Зори меня вешние в радугу свивали…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Трава, ;font-family:'Times New Roman CYR'">поблекшая в расстеленные полы

;font-family:'Times New Roman CYR'">Сбирает медь с обветренных ракит…

;font-family:'Times New Roman CYR'">4. Травы - отражение настроения поэта

;font-family:'Times New Roman CYR'">а) В поэзии С.А. Есенина мы видим трепетную жизнь лугов, равнин, лесов, различные переживания поэта. При описании различных трав в поэзии Есенина проявляются разные чувства. Например, грусти:

;font-family:'Times New Roman CYR'">Зашумели над затоном ;font-family:'Times New Roman CYR'"> тростники ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Плачет девушка - царевна у реки…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Не обгорят рябиновые кисти,

;font-family:'Times New Roman CYR'">От желтезны не пропадет ;font-family:'Times New Roman CYR'">трава,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Как дерево роняет тихо листья,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Так я роняю грустные слова…

;font-family:'Times New Roman CYR'">У побережья зеленого,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Наклонив головки нежные,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Перешептывались ;font-family:'Times New Roman CYR'">лилии.

;font-family:'Times New Roman CYR'">С ручейками тихозвонными.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Кому-то пятками уже не мять по рощам

;font-family:'Times New Roman CYR'">Щербленный лист и ;font-family:'Times New Roman CYR'">золото травы ;font-family:'Times New Roman CYR'">…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Хорошо в эту лунную осень

;font-family:'Times New Roman CYR'">Бродить по траве одному.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И сбирать на дороге колосья

;font-family:'Times New Roman CYR'">В обнищалую душу - суму.

;font-family:'Times New Roman CYR'">б) В иной раз у поэта возникает совершенно другое чувство, например, радости или хорошее настроение.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Ах ;font-family:'Times New Roman CYR'">колокольчик! ;font-family:'Times New Roman CYR'"> Твой ли пыл

;font-family:'Times New Roman CYR'">Мне в душу песней позвонил

;font-family:'Times New Roman CYR'">И рассказал, что ;font-family:'Times New Roman CYR'"> васильки ;font-family:'Times New Roman CYR'">

;font-family:'Times New Roman CYR'">Очей любимых далеки…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Никнут ;font-family:'Times New Roman CYR'">шелковые травы,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Пахнет смолистой сосной.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Ой, вы, луга и дубравы, -

;font-family:'Times New Roman CYR'">Я одурманен весной…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Так, например, в стихотворении «С добрым утром!» видно, что лирический герой находится в хорошем расположении духа. Это передается через описание растений.

;font-family:'Times New Roman CYR'">У плетня заросшая ;font-family:'Times New Roman CYR'">крапива

;font-family:'Times New Roman CYR'">Обрядилась ярким перламутром.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И, качаясь, шепчет шеловито

;font-family:'Times New Roman CYR'">«С добрым утром!»

;font-family:'Times New Roman CYR'">Хорошо в эту лунную осень

;font-family:'Times New Roman CYR'">Бродить по траве одному.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И сбирать на дороге ;font-family:'Times New Roman CYR'">колосья ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">В обнищалую душу - суму.

;font-family:'Times New Roman CYR'">в) Так же у Есенина много стихотворений, в которых лирический герой находится в душевном спокойствии. Это чувствуется через описание трав и цветов. Вот одни из них:

;font-family:'Times New Roman CYR'">А кругом роса жемчужная

;font-family:'Times New Roman CYR'">Отливала блестки алые,

;font-family:'Times New Roman CYR'">А над озером серебрянным

;font-family:'Times New Roman CYR'">Камыши ;font-family:'Times New Roman CYR'">, склонясь, шептались.

;font-family:'Times New Roman CYR'">За перепаханною нивой.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Малиновая ;font-family:'Times New Roman CYR'">лебеда ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">На ветке облака, как слива,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Златится спелая звезда.

;font-family:'Times New Roman CYR'">За горами, за желтыми долами

;font-family:'Times New Roman CYR'">Протянулась тропа деревень.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Вижу лес и вечернее полымя.

;font-family:'Times New Roman CYR'">И обвитой ;font-family:'Times New Roman CYR'">крапивой плетень ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Чтобы создать выразительную картину мира. Поэт использует названия трав и цветов в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению. Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего героя:

;font-family:'Times New Roman CYR'">« ;font-family:'Times New Roman CYR'">Маком ;font-family:'Times New Roman CYR'"> влюбленное сердце цветет,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Только не мне она песни поет»-

;font-family:'Times New Roman CYR'">безответна любовь.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Восторг: « ;font-family:'Times New Roman CYR'">Васильками ;font-family:'Times New Roman CYR'">сердце светится,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Горит в нем бирюза».

;font-family:'Times New Roman CYR'">«И в глазах завяли ;font-family:'Times New Roman CYR'">маргаритки ;font-family:'Times New Roman CYR'">,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Как болотный гаснет огонек» - грусть.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Рисуя картины природы, Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят и страдают.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Милая, ты ли? Та ли?

;font-family:'Times New Roman CYR'">Розы ;font-family:'Times New Roman CYR'">ль мне то нашептали?

;font-family:'Times New Roman CYR'">Цветы ;font-family:'Times New Roman CYR'"> мне говорят прощай,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Головками склонясь ниже…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Свет вечерний шафранового края.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Тихо ;font-family:'Times New Roman CYR'">розы ;font-family:'Times New Roman CYR'"> бегут по полям.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Так же:

;font-family:'Times New Roman CYR'">И над озером серебряным

;font-family:'Times New Roman CYR'">Камыши ;font-family:'Times New Roman CYR'"> склонясь шепталися.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Уж не сказ ли в прутнике

;font-family:'Times New Roman CYR'">Жисть твоя и быль,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Что под вечер путнику

;font-family:'Times New Roman CYR'">Нашептал ;font-family:'Times New Roman CYR'">ковыль ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Многоцветна, многокрасочна палитра поэта, переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпитетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:

;font-family:'Times New Roman CYR'">Где ты, где ты отчий дом,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Гревший спину под бугром?

;font-family:'Times New Roman CYR'">Синий, синий мой цветок,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Неприхоженный песок…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Белая свитка и алый кушак,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Рву я на грядках ;font-family:'Times New Roman CYR'">зардевшийся мак ;font-family:'Times New Roman CYR'">.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Я ответил милой: «Нынче с высоты

;font-family:'Times New Roman CYR'">Кто-то осыпает белые цветы»…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Здесь белые цветы - снежинки.

;font-family:'Times New Roman CYR'">А в двустишии:

;font-family:'Times New Roman CYR'">«Я милой голову мою

;font-family:'Times New Roman CYR'">Отдам, как ;font-family:'Times New Roman CYR'">розу золотую ;font-family:'Times New Roman CYR'">»… - цвет волос ассоциируется с цветом золота.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Человек - дитя природы. Не возможно представить Есенина вне её. Он живет в мире природы, а она живет в нем. Вероятно поэтому в стихах

;font-family:'Times New Roman CYR'">С.А. Есенина так часто встречаются сравнения человека с растением:

;font-family:'Times New Roman CYR'">Только нам бы, только б нашей

;font-family:'Times New Roman CYR'">Не скосили, как ;font-family:'Times New Roman CYR'"> ромашке ;font-family:'Times New Roman CYR'"> головы…

;font-family:'Times New Roman CYR'">И, песне внемля в тишине,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Любимая с другим любимым,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Быть может, вспомнит обо мне

;font-family:'Times New Roman CYR'">Как о ;font-family:'Times New Roman CYR'">цветке ;font-family:'Times New Roman CYR'"> неповторимом…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Вот что пишет А. Качаева: «Вся природа для Есенина едина и жива настолько, что он не ощущает четких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением, поэтому у него «не звенит лебяжьей ей рожь», «только будут колосья - кони о хозяине старом тужить». 8 В «Песне о хлебе» пронзительна мысль о хлебе, как о живом существе, об умирании природы - смерти колосьев:

;font-family:'Times New Roman CYR'">Наше поле издавно знакомо

;font-family:'Times New Roman CYR'">С августовской дрожью поутру.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Перевязана в снопы солома

;font-family:'Times New Roman CYR'">Каждый сноп лежит как желтый труп.

;font-family:'Times New Roman CYR'">А потом их бережно, без злости,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Головами стелят по земле

;font-family:'Times New Roman CYR'">И цепами маленькие кости

;font-family:'Times New Roman CYR'">Выбивают из худых телес.

;font-family:'Times New Roman CYR'">В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и трав, но и с прилагательными - определениями, как в прямом, так и в переносном значении:

;font-family:'Times New Roman CYR'">А степь под пологом зеленным

;font-family:'Times New Roman CYR'">Кадит ;font-family:'Times New Roman CYR'">черемуховый дым ;font-family:'Times New Roman CYR'">…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Яблоневым цветом ;font-family:'Times New Roman CYR'"> брызжет

;font-family:'Times New Roman CYR'">Душа моя белая…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Ты - мое ;font-family:'Times New Roman CYR'">васильковое слово ;font-family:'Times New Roman CYR'">,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Я навеки люблю тебя…

;font-family:'Times New Roman CYR'">Не жаль мне лет растраченных напрасно,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Не жаль души ;font-family:'Times New Roman CYR'">сиреневую цветь ;font-family:'Times New Roman CYR'">…

;font-family:'Times New Roman CYR'">С помощью эпитетов, сравнений, метафор поэт глубже выражает свое отношение к жизни: «Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал поэт.

;font-family:'Times New Roman CYR'">5. Какую тайну хранит колдовской цвет Есенина?

;font-family:'Times New Roman CYR';color:#ffffff">есенин поэзия растение трава цвет

;font-family:'Times New Roman CYR'">Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит. Есенинская символика цветов более устойчива, а некоторые цветовые эпитеты становятся постоянными символами (вначале - малиновый и розовый, позднее - золотой, белый, желтый, красный). Другие же, в особенности голубой и синий, употребляются как в прямом, так и в переносном значении: голубая Русь и голубой простор, синий вечер и синее счастье. Есенинские малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви. Точно также «розовое небо» воспринимается не как небо, освещенное закатом солнца, а как символ чего-то идеального, несбыточного, о чем можно только толковать, как о «голубиных облаках».

;font-family:'Times New Roman CYR'">С чьей-то ласковости вешней

;font-family:'Times New Roman CYR'">Отгрустил я в синей мгле

;font-family:'Times New Roman CYR'">О прекрасной, но нездешней,

;font-family:'Times New Roman CYR'">Неразгаданной земле.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. есенинская цветопись ранних стихов, по существу, в точности воспроизводит расположение цвета на русской иконе, а пламя, льющееся «в бездну зрения», как и «алый мрак в небесной черни» - основополагающий цвет образа Спаса в силах, который возникает в глазах поэта именно на границе перехода из мира земного в мир небесный. И сама икона в его стихах становится подлинным окном в иной мир, а отворенное его словом, оно преображает и мир здешний. Синева, разлитая в поэзии Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет».

;font-family:'Times New Roman CYR'">Связь земного и небесного - не просто один из поэтических приемов, а важнейшая особенность философии Есенина, его представлений о мире и человеке. По точному наблюдению Т. Савченко, в произведениях Есенина земная и небесная сферы взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются! Вот почему небо в художественном мире поэта - «голубая трава», «голубая пуль», а вода на земле - это небесная синь, упавшая в реку.

;font-family:'Times New Roman CYR'">Эта выраженная поэтически связь земли и неба создает образ единого вселенского храма - храма природы, человеческой души, прекрасного храма мироздания. В восприятии поэта этот мифопоэтический образ приобретает ярко выраженный национальный колорит, предстает в виде Мирового древа, корни которого - земля, а вершина - небо. «Все от древа - вот религия мысли нашего народа», - напишет позднее Сергей Есенин в философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» (1918 г.).

;font-family:'Times New Roman CYR'">6. Личное отношение к теме исследовательской работы

;font-family:'Times New Roman CYR'">С творчеством С.А. Есенина я познакомилась недавно. Удивительно нежная, напевная и красочная его поэзия оставила в моей душе неизгладимый след. Мне очень понравился литературный язык этого поэта, яркий, образный и выразительный. Я была поражена той большой и нескончаемой любовью, которую поэт питал к родине, её необозримым просторам и природе. Меня очаровало, то с какой нежностью Есенин описывает каждую травинку, былинку, кустик и деревце. Черёмуха у него «спит в белой накидке», «вербы плачут», «ковыль спит».

;font-family:'Times New Roman CYR'">Невольно переживаешь радость первой встречи со стихами этого поэта. В моей душе остался «мой Есенин» - вечно молодой и необычайно лиричный мастер слова, тонкий знаток природы.

;font-family:'Times New Roman CYR'">

Заключение

;font-family:'Times New Roman CYR'">Есенин для меня навсегда останется нарядным пиршеством цвета, насыщающего сердце и делающего жизнь светлее, а глаза шире.

;font-family:'Times New Roman CYR'">

;font-family:'Times New Roman CYR'">Используемая литература

;font-family:'Times New Roman CYR'">1. Бельская А. «Песенное слово». 2008.

;font-family:'Times New Roman CYR'">. Братья Куняевы «Жизнь Есенина». Москва, 2008 г.

;font-family:'Times New Roman CYR'">. Марченко А. «Поэтический мир Есенина». Москва, 1989 г.

;font-family:'Times New Roman CYR'">. Прокушев Ю. «Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха». Москва: изд. «Новая Россия», 1979 г.

;font-family:'Times New Roman CYR'">. Щеглов М. «Есенин в наши дни». №3, 2009 г.

Источники:
florets.ru, www.lana-pav.com, old.aquaviva.tmweb.ru, reftrend.ru





Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Copyright © 2011- 2024 Домашнее растение (0.0244 сек.)