Главная » Цветы и классика

Цветы в литературе




Существуют растения, что будут хорошо расти в тяжелых средах - хоть в тепле хоть на морозе. Понимая к какой группе принадлежит цветок, получится легко производить требуемый климат. Многие из комнатных цветов разделяются на виды. Некоторые возможно культивировать исключительно на улице. Иные растения можно развести только в домашних условиях без естественной среды. Главные принципы содержания складываются из обеспечения влажности воздуха, интенсивности введения воды в почву и контроля правильной температуры. Количество света является одним из важнейших составляющих.

Цветы в творчестве поэтов и писателей

Разговор о цветах в литературе... С древнейших времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы.

Даже далекий от идей поэтов "серебряного века", Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. Вот что пишет он в своём стихотворении "Фиалка" в 1912 году.

"Цветики убогие северной весны,Веете вы кротостью мирной тишиныЛандыш клонит жемчуг крупных белых слез,Синий колокольчик спит в тени берез,Белая фиалка высится стройна,Белая ромашка в зелени видна,Здесь иван-да-марья, одуванчик там,Желтенькие звезды всюду по лугам,Изредка меж листьев аленький намек,Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -Белый, желтый, синий - в зелени полян,Скромный венчик небом обделенных стран."

Поэзия же Афанасия Фета, напротив, не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины 19-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах. Это один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстают все времена года: и лето, и зима, и весна с цветущими деревьями, с первыми цветами, и осень с журавлями, кричащими в степи.

"О первый ландыш! Из-под снегаТы просишь солнечных лучей;Какая девственная негаВ душистой чистоте твоей!"

Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие её состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Фёдор Тютчев.

Цветы в литературе

"Не то, что мните вы, природа,Не слепок, не бездушный лик:В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык".(Федор Тютчев)

Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий её настрой и энергетику. Но всё же и у него есть исключения:"Не о былом вздыхают розыИ соловей в ночи поет;Благоухающие слезыНе о былом Аврора льет…"

Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы "Двенадцать": "В белом венчике из роз / Впереди - Иисус Христос" и более раннего стихотворения посвященного Евгению Иванову: "Вот Он - Христос - в цепях и розах". Но Блок был ещё и автором поэмы "Ночная фиалка", написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.

Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением - сиренью. Сада, принадлежащего его тёте, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:

"Поутру, на заре,По росистой травеЯ пойду свежим утром дышать;И в душистую тень,Где теснится сирень,Я пойду свое счастье искать..."

Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени.

А разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Иван Тургенев? С его строчками:

"И ты срываешь стебель зыбкой.В петлицу бережной рукойВдеваешь, с медленной улыбкой,Цветок, погубленный тобой"

И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами".

А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого?

"И анютиных глазок стаяБархатистый хранит силуэт -Это бабочки, улетая,Им оставили свой портрет…"(А.Ахматова)

"Шиповник так благоухал,Что даже превратился в слово.И встретить я была готоваМоей судьбы девятый вал."(А. Ахматова)

"Темной ночью белых лилийСон неясный тих.Ветерок ночной прохладойОвевает их.Ночь их чашечки закрыла,Ночь хранит цветыВ одеянии невинномЧистой красоты."(И. Бунин)

Да разве всех перечислишь...

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны.

"Как хороши, как свежи были розыВ моем саду! Как взор прельщали мой.Как я молил весенние морозыНе трогать их холодною рукой!"(И. Мятлев.)

Это стихи русского поэта Ивана Петровича Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Все, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут.

Вот что сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:

"Остаться можно в памяти людскойНе циклами стихов и не томами прозы,А лишь одной-единственной строкой:"Как хороши, как свежи были розы!"

Задумчивая элегия Мятлева возродилась в конце прошлого века в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева. Одно так и называется: "Как хороши, как свежи были розы", и в нем с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости.

А еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора "Как хороши, как свежи были розы", изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

Цветы вдохновляли художников... на создание великих произведений

Цветы в литературе

Нередко цветок может сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева "Война и мир". Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

Существует множество мифов, легенд, сказок, песен, романсов и других прекрасных произведений о цветах. Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. "Я создам цветок", - сказала Флора, - который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва". Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? - Называется этот цветок "Львиный зев".

И. Гёте - большой любитель фиалок. По преданию, каждый шаг писателя И. Гёте был отмечен фиалками. Он не выходил из дому, не насыпав в карман сюртука семян фиалок. Шел и высеивал их на дорожках. В окрестностях Веймара, где он жил, дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. Немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки, назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имя "Доктор Фауст", ярко-красный - "Мефистофель", нежно-голубой - Маргарита.

Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. И.С.Тургенев любил преподносить своим друзьям фиалки и был весьма благодарен, когда они ему отвечали тем же.

Известно также, что нарцисс был любимым цветком писателя И. С. Тургенева, доказательство чего находим в оставшемся после его смерти альбоме, куда он имел обыкновение, шутки ради, записывать все то, что ему особенно нравилось. Записи он делал неоднократно, и в одной из них за 1867 год на вопрос: "Какой из цветков ему больше всего нравится?" - ответил: "Нарцисс".

"Когда вы будете в Спасском,- писал И.С.Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что болен смертельно,- поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу". И просил прислать "сиреневый цветок". Полонские выполнили эту просьбу.

В описании цветов, не отстают от поэтов и прозаики. Один из них, незаслуженно забытый в настоящее время, Валентин Катаев. Как не вспомнить его по детски наивную волшебную историю "Цветик-Семицветик"? Добрую и озорную сказку, воспитывавшую у многих поколений чувства сострадания и милосердия.

В сказке С. Маршака "12 месяцев" злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и одарил сиротку своими любимыми цветами - подснежниками.

А кто не помнит русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживаниях за честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадных и корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И с какой детской наивностью радовались мы счастливой, волшебной и неожиданной развязке...

Цветы и классика

Цветы в литературе

Помимо того, что цветы — это отличные подарки на день рождения. с древних времён они занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы.

Даже далекий от идей поэтов «серебряного века», Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.

«Цветики убогие северной весны,

пишет он в своём стихотворении «Фиалка» в 1912 году.

Поэзия же Афанасия Фета, напротив, не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины 19-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах.

«О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие её состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Фёдор Тютчев.

Достоевский сравнивал Тютчева, как лирического поэта с Пушкиным, а Толстой считал, что он даже превосходит его. Но в отличие от других поэтов, описывающих природу, описания Тютчева не детализированы, а носят общий, абстрактный характер. Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий её настрой и энергетику. Но всё же и у него есть исключения:

«Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Какие глубокие, насыщенные, переполненные грустью и состраданием строки.

«В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос» и более раннего стихотворения посещенного Евгению Иванову: «Вот Он — Христос — в цепях и розах». Но Блок был ещё и автором поэмы «Ночная фиалка», написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.

Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением – сиренью. Сада, принадлежащего его тёте, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:

«Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени.

А разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Иван Тургенев? С его строчками:

«И ты срываешь стебель зыбкой.

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

«Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, — и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами».

А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого? Да разве всех перечислишь.

В описании цветов, не отстают от поэтов и прозаики. Один из них, незаслуженно забытый в настоящее время, Валентин Катаев. Как не вспомнить его по детски наивную волшебную историю «Цветик-Семицветик»? Добрую и озорную сказку, воспитывавшую у многих поколений чувства сострадания и милосердия.

А кто не помнит русскую народную сказку «Аленький цветочек», рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживаниях за честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадных и корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И с какой детской наивностью радовались мы счастливой, волшебной и неожиданной развязке.

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются — вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:

«Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной-единственной строкой:

Презентация на тему: Цветы в литературе

Описание слайда:

Цветы в литературе Презентацию подготовили учащиеся 8 класса Руководитель: Кабанова Елена Борисовна- учитель русского языка и литературы. МОУ «Усть-Щербединская СОШ»

Описание слайда:

Цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути… Музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Описание слайда:

Поэты о цветах Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная В зелени майских лесов и лугов. Видят они не теплицы зеркальные, А небосклона простор голубой, Видят они не огни, а таинственный Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они И говорят про давно позабытые Светлые дни. И.Бунин

Описание слайда:

Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал по телефону просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

Описание слайда:

Роза - царица цветов Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист,- Глубокий кубок, полный аромата, Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый, За лепесток заходит лепесток, И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякаемый поток Душистого и свежего дыханья. С.Я.Маршак «Абхазская роза»

Цветы в литературе и нашей жизни

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Загрузить презентацию (2,47 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с легендами некоторых цветов, привить любовь к литературе, к природе, к бережному отношению с ней.

Роль: воспитание любви к природе, чтение литературы о природе, воспитание у учащихся добра, внимание к людям, к обелискам, братским могилам.

Оборудование: выставка иллюстраций цветов, выставка книг, рассказывающая о цветах, запись «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», презентация «Цветы в литературе и в нашей жизни».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: небо, солнце, цветок. Как вы понимаете эти слова?

Цветы – живая красота земли. Они нужны нам и в праздники и в будни, они всегда с нами. Цветы делают человека добрее, благороднее и даже. красивее. Ведь они выражение наших чувств, настроения, нашего понимания прекрасного.

О цветах сложены песни, рассказаны легенды, поэты и писатели всех времен и народов воспевали их. Художники отображали их на своих полотнах. Цветы рисовали, отливали в металле, высекали на камне. И действительно, с ними мы встречаемся повсюду: дома, на работе, в окружающей нас природе. С детства прививается нам любовь к цветам.

«А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берет крупинку мягкой черной земли, затем он берет дождя дождинку и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, все смешает потом. Но где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот из одной и той же черной земли, он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой…», – так писал В. Солоухин.

Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.

Цветы, цветы. И там, и тут.

Они смеются и цветут,

Как кровь пунцовая, соколья,

Как память павших здесь в бою

За жизнь, за Родину свою.

Г. Суворов, 1944

Как бережна человеческая память, если дело касается самого святого – Родины, её защиты от врагов, И здесь цветы – дань глубокой благодарности павшим воинам, тем, кто боролся и борется за мир, за жизнь на земле.

Ученик. Участники войны вспоминают часто единственные, незабываемые для них цветы. Может быть, тот хрупкий василёк, что прибившись сквозь руины и гарь, зацвел на пепелище белорусского села? Или алые маки, растущие в каске, пробитой осколком, или нежный букетик голубых незабудок на больничном столике, вернувший к жизни тяжелораненого летчика, который рано утром увидел цветы и вдруг тихо запел украинскую песню. Может, это и тот цветок, который так и не успел подарить молодой солдат своей однокласснице. И цветок, который сорвал после одного жесткого боя солдат и послал своей любимой девушке со словами: «Он был огненно-красный, как моя кровь, теперь он высох и поблёк, храни его и если вдруг меня не станет, посмотришь на него, и много он тебе напомнит о том, кто пронес этот цветок через пламень и дым беспощадной войны».

Ученица. Цветы нашей памяти. Цветы войны. Они как чудо вставали перед глазами усталых солдат.

Товарищи скинули каски,

Увидев, как нежно – светла

Фиалка – анютины глазки

На гребне окопа взошла, –

вспоминает поэт А.Прокофьев. И не было краше для солдат клочка этой бурой земли, на которой цвел маленький голубой цветочек, напоминавший всем об их родном доме, лесе, поле.

Ученик. Цветы родной земли. Хрупкие, беззащитные. Они цвели под взрывами, и легче становилось на душе у солдат при встрече с ними, и крепче били они врагов, посягнувших на наши нивы, на нашу жизнь.

Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков.

Б. Кежун, 1944

Ученица. В сентябре 1942 года после боя под Сталинградом гвардии майор Д.А.Петраков написал дочери письмо:

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь растет цветок. И вдруг очередной взрыв – василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят.

Мила! Папа Дима будет бороться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.

Летом 1943 года при взятии нашими войсками г. Орла Д.А.Петраков пал смертью храбрых.

Недалеко от въезда в Волгоград в память о погибших воинах сооружен мемориальный комплекс «Солдатское поле». Один из фрагментов комплекса – скульптура девочки с цветком в руке и бетонная плита, на которой высечены слова из письма с фронта гвардии майора Д.А.Петракова дочери.

Учитель. Мы с ребятами подготовили для вас рассказ об отношении к цветам поэтов.

Ученица. Невозможно представить наши поля, луга без ромашек и, конечно же, без синих колокольчиков. Это цветы русской природы. Колокольчики выращивают в садах, парках, и они пользуются особой любовью народа. Глядишь на них, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая. Что-то удивительно родное таится в этих милых цветах.

Источники:
florets.ru, www.roza24.ru, ppt4web.ru, festival.1september.ru





Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Copyright © 2011- 2024 Домашнее растение (0.0192 сек.)