Главная » Тайны растений

Икебана




Большинство любят экзотические растения. Чтобы держать у себя в саду здоровое растение необходимо знать секреты ухода. Редкое цветущее существо требует тщательного соблюдения условий. Тонкости ухода крупных групп цветов различны. В этой статье редакторы попытались изложить подборку условий, чтобы не допустить болезней при содержании экзотического цветка. Важно уяснить для правильных действий, к какому семейству определен желаемое растение.

Икебана - традиционное японское искусство аранжировки цветов

Невзначай на ветку взглянул -И взгляд отвести не смог. Вокруг как бы дымилась зелень -Тонкими струйками...(Стихи удивительного японского поэта Тамики Хара)

Сад мастера чайной церемонии Рикю славился на всю Японию цветами повилики. Полюбоваться ими захотел сам правитель. Но, придя в назначенное утро в сад, он увидел, что все цветы срезаны. Разгневанный, вошел повелитель к мастеру и увидел в комнате икебану из одного-единственного стебелька повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем.

В Японии эту притчу рассказывают на первом уроке икебаны - тонкого, прекрасного, древнего искусства. Ему 13 столетий, 13 столетий торжества красоты, гармонии, изящества. 13 столетий согласия с окружающей природой и совершенствования, которое прекраснее, чем совершенство.

В нашу жизнь прочно вошло слово икебана - традиционное японское искусство аранжировки цветов (составления букетов).

Икебана и флористика - это разный вид искусства. Флорист - человек, который работает с цветами для коммерческой продажи, показывая свое мастерство, профессионализм, самовыражаясь. Суть икебаны в создании композиции из цветов и веточек, которая находилась бы в гармонии, отражая связь между землей, небесами и человеком. Икебана тесно связана с живой природой и раскрывает подчас самую сокровенную ее тайну - гармонию. Это настоящая философия, долгий путь извне вовнутрь, это путь стремящегося понять красоту и собственный внутренний мир. Слово икебана в переводе с японского означает "новая жизнь цветка"; цветок срезан, он умер и теперь оживает в руках человека. Поэтому в композиции всегда должен быть хотя бы один свежий цветок.

Икебана доступна каждому человеку, было бы желание. Можно заниматься этим видом искусства в любое время года, используя любой материал, в любом количестве и расставляя в любом сосуде или даже без сосуда. Из простеньких цветов и веточек умелые руки человека создают настоящее произведение искусства - сочетая небольшое количество цветов, веток деревьев и кустарников, декоративных трав, причудливо изогнутых корней.

Художник при аранжировке цветов старается показать всю ее прелесть, красоту, естественность и простоту Он расставляет цветы и веточки в сосуде так, чтобы показать красоту почки, готовой лопнуть, свежих цветов и листьев, приготовившихся к росту и красоту цветов, готовых распуститься. Даже аранжируя два цветка, он придает большее значение бутону, нежели открытому цветку. Когда он добавляет сухую траву к зеленым веткам, то делает это, чтобы подчеркнуть прелесть зеленой ветки.

Каждая веточка имеет свой глубокий смысл. Основа икебаны - этот треугольник. Самые высокие ветви символизируют небо, более короткие - человека, и наконец, самые короткие веточки в треть длины первых - землю. Икебана отражает взаимоотношения между этими тремя элементами. Трехсторонний порядок рождает в людях стремление к совершенству. Совершенства, к которому мы стремимся, в действительности нельзя достичь, так как идеала не существует. Совершенные отношения между небом, землей и человеком - это мир во всем мире, где никто не ссорится друг с другом.

Конечно, для того чтобы составить композицию по всем правилам икебаны, надо учиться у опытных мастеров. Занятия аранжировкой принесут хорошее настроение, состояние душевного равновесия. Так подарите себе и другим радость!

Икебана - школы и стили

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу. Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем - священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икебаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

"Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь." - Икенобо Сэнкей. "Истинная уточненность"

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль - морибана. Отличие стиля морибаны - растения устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанах).

Школа Соцэгу (яп. 草月- "Трава и Луна") - наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году. Отличие этой школы - применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара - художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Стиль Рикка наибольшей популярности достиг в XVII веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется. Нагеирэ (Хэйка) - икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки. Морибана - икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо). Дзиюка - свободный стиль.Источник: http://www.florets.ru

Тайны растений, загадки, сенсационные открытия на flоrеts.ru

Тайны растений

Что такое икебана?

Мексиканский Негодяй Антонио Оракул (83030) 6 лет назад

Икебана

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadō («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана развилась в отдельную школу, обучение в которой сродни священнодействию. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана – это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны – пустота.

В отличие от привычных нам букетов цветов, икебана подчиняется законам геометрического построения, где строго выдерживаются правила цветового оформления; икебана имеет свой «ритм». Западный букет – это большое количество цветов, собранных вместе, в котором большее внимание уделяется самим соцветиям и их цветовым комбинациям. Японский букет – это, прежде всего, линейные аспекты оформления, с помощью которых подчеркивается естественная простота природных элементов.

Влечение и отвращение – именно на этих двух понятиях, свойственных каждому человеку, базируется настоящая икебана.

Терминология икебаны

Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны;

Кензан (Kenzan) – металлический держатель с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей;

Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V;

Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть;

Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде. Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре;

Икебана: Искусство создавать прекрасное

История появления искусства икебаны в Японии

Икебана Корни японского искусства аранжировки цветов уходят в VI век, когда в Японию пришел буддизм. И полторы тысячи лет эта традиция, не прерываясь, развивалась, обогащалась новыми красками и идеями. Первые композиции икебана появились в храмах и были достаточно крупными, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и даже больше. Позднее они получили название рикка или татибана - "стоящие цветы".

Каждая ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены философской и религиозной символикой и носили особые названия — прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.

Цветы, которые выбирались для композиции, также имели символическое значение. "Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают нас в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают нас к жизни природы, лотос побуждает нас отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет вселяет в нас ликование, пион пробуждает дремлющие в нас силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии делают нас игривыми, сосна побуждает отвратиться от мирской суеты, тунговое дерево очищает нашу душу, а ива вселяет в сердце волнение" (Чжан Чао "Тени глубокого сна").

Сама композиция олицетворяла Мир, как он представлялся древним: из широкой горловины сосуда - символ Мирового Океана — поднималось дерево — Мировое Дерево, растущее на горе Сумеру или Хорай - центре всей Земли. Именно с тех пор и сохранилась до нашего времени символичность, осмысленность композиций икебана, а также строгие пропорции и законы их построения.

Но идет время, меняется эпоха, и из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX-XI вв.) - золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.

Но вот все сильнее звучат новые идеалы. Класс воинов - самураи,- начинают играть все более важную роль в жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина - Бусидо, - становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII - XIV вв.) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности, Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры - японской вишни.

И новый поворот в истории икебана. XVII - XIX века - эпоха Эдо. Вновь расцвет искусств, музыки, живописи, поэзии, театра. Но, возможно, в противовес аскетичной духовности предыдущей эпохи, основным жизненным принципом становятся простые человеческие радости, наслаждение жизнью. Искусство из элитарного, тайного действа становится массовым. Появляется знаменитая японская гравюра укие-э ("картины мгновенной, изменчивой жизни") - шедевр великого мастера может быть тиражирован в сотнях экземплярах. Наряду с церемонным, наполненным символическим смыслом театром "Но" появляется театр Кабуки - народный и демократичный. А где-то на дорогах Севера гений японской поэзии Басе создает свои бессмертные трехстишия хокку.

Поностью читать Историю возникновения искусства икебаны

Еще об истории появления Икебаны

История искусства Икебаны с описание школ

Из истории возникновения икебаны

Изображение взято отсюда

Особенности конструирования икебаны

Икебана Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, не­обходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространст­венная структура, способствуют восприятию ее в качест­ве единого целого. Конструирование икебаны, как и иероглифа, основа­но на сочетании элементов, каждый из которых несет оп­ределенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранно­го сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал — главный конст­руктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны ак­тивными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что поз­воляет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и иг­рает роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки оли­цетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по вет­вям и по стволу. Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны явля­ется асимметрия. Элементы, составляющие такую ком­позицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэто­му в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу «трех плоскостей»: одна линия А: символ неба, руководящее начало («син»), другая линия В — человек («соэ») и третья линия С. символ земли («хикаэ»). Главные элементы букета «син», «соэ» и «хикаэ» составляют этот скелет. Эти ли­нии могут быть ветками или цветами.

Важнейшим эле­ментом икебаны является «небо», от его направления и динамики зависит эффект всей ком­позиции. Опорой для неба служит «человек», он дол­жен соответство вать небу по форме и направленности. «Земля» уравнове­шивает компози­цию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором ли­ний играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цве­там и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам — растения зеленой или светлой ок­раски. Далее мы приведем все правила, которые жела­тельно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страни­цах этой книги, и это не случайно — ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам при­дется ознакомиться с так называемыми заповедями тра­диционной икебаны. Их всего пятьдесят.

Икебана из цветов как украшение интерьера

В конце весны наступает чудесное время – расцветают первые цветы. Прекрасны полевые цветы, которыми полны зеленые луга, не уступают им лесные и садовые соцветия.

Кто из нас не собирал цветов, чтобы поставить букет дома? Многие бережно сохраняют засушенные розы, полученные в подарок в один из памятных дней. К сожалению, обычные букеты быстро засыхают, начинают осыпаться, их приходится выбрасывать. Обычная сушка лепестков между страниц книг – хорошее воспоминание, но не декоративное украшение дома. Между тем, японские мастера икебаны с успехом используют сухие цветы (как, впрочем, и другие природные материалы) для создания полноценных украшений домашнего интерьера. При этом каждое из них индивидуально, связано с вашими воспоминаниями, дорого вашему сердцу.

Икебана из сухих цветов полностью соответствует буквальному переводу этого понятия – «новая жизнь цветов». Если в икебане из живых цветов, каждый цветок получает, благодаря окружению, новое звучание, то в «сухой» икебане букет продлевает свою жизнь в декоративном произведении.

Традиционная японская икебана строится по строгим канонам, мастера вкладывают в нее философский смысл. Для того чтобы создать классическую икебану, нужно долго учиться, но для наших целей – достаточно соблюдать простейшие правила. Главное из них – «правило трех линий». По нему икебана состоит из неправильного треугольника, созданного тремя линиями: длинная ветка «Небо» (по-японски «син»), средняя – «Человек» («соэ»), маленькая – «Земля» («хикае»).

Соблюдая это правило, включите свою фантазию – в икебане крайне важна индивидуальность художника. Двух одинаковых икебан не должно существовать.

Собирать цветы нужно поздним сухим утром. Помните, что после сушки цвет растений меняется – красные цветы темнеют, светлые — желтеют. Меньше всего меняются синие, розовые, лиловые, оранжевые оттенки. Многие растения можно сушить в виде готового букета —  лимониум, рогоз (подобен камышу, многие их путают), щетинник (декоративное просо), другие злаковые. Кустовые хризантемы, лаванду, душистые травы лучше собрать в небольшие пучки и сушить, подвесив вниз соцветиями. Для лучшей сохранности цвета их можно обернуть тонкой бумагой.

Гораздо быстрее сушатся цветы в микроволновке. Но при такой сушке нужно соблюдать повышенную осторожность – включать печь буквально на несколько секунд и каждый раз проверять цветы. После такой сушки – нужно пару дней досушивать материал в естественных условиях.

Для сушки любых цветов хорошо подходит гидрогель. В плоский контейнер (желательно герметичный) насыпается слой гидрогеля и укладываются бутоны, которые аккуратно засыпаются гидрогелем полностью (между расправленными лепестками). При таком способе естественная форма цветка не меняется. Цветы нужно регулярно и часто проверять, так как есть риск пересушить их (они становятся хрупкими и ломкими).

Пригодится вам и старый способ сушки растений – между листами книг или альбомов. В этом случае нужно выбрать красивые цветы или лепестки, учитывая, что после сушки они станут плоскими. Такая форма тоже используется в икебане, а также в настенных декоративных панно.

Вот несколько примеров составления декоративных композиций из сухих растений:

Цветочное попурри

Высушенные бутоны, листья, стебли уложите в плоскую корзинку или блюдо. Сверху присыпьте плоскими лепестками. Если вы хотите, чтобы композиция не только радовала глаз, но и пахла – сбрызните ее несколькими каплями эфирного масла. Помните, что примеры – не образцы для подражания, а толчок вашему творчеству. Полученная композиция может быть повседневной декорацией или украшением праздничного стола.

Композиция из лаванды, лайма и шишек

Для нее вам понадобятся цитрусовые корочки, лайм, листья и цветы лаванды, небольшие шишки (можно использовать ольховые, сосновые или кедровые). Корочки цитрусовых нужно сушить заранее, как и цветы. Очень красиво выглядят они, если срезать тонкой спиралью, которую впоследствии легко разделить на любые фрагменты.

Методика подготовки компонентов:

  1. Лайм нужно очистить и нарезать тонкими кольцами. Высушить его можно за ночь в обычном духовом шкафу при минимальной температуре нагрева.
  2. Ольховые (или другие) шишки укладываются в полиэтиленовый пакет на несколько часов. Добавьте несколько капель эфирного масла с цитрусовым ароматом – шишки приобретут дополнительный запах.
  3. Выложите в плоскую декоративную посуду все компоненты, присыпьте небольшим количеством молотого имбиря, сверху разместите лепестки сушеной гортензии. Вазу или блюдо лучше выбирать из прозрачного стекла, чтобы были видны все составляющие.

Инициалы к торжествам, украшенные сухоцветами

Такое украшение можно делать из живых цветов. Осенью или зимой для него подойдут заранее высушенные небольшие букетики сухоцветов. Буквы (инициалы, слова поздравлений) вы можете избрать любые, как и шрифт для них.

Из гибкой проволоки изготавливаем каркас (букву) украшения.

Здесь использованы живые букетики живокости (дельфиниума). В другое время года можно применять высушенные цветы. Закрепляют букетики на каркасе тонкой проволокой зеленого цвета.

Открытки, настенные панно, акварельные рисунки

Все эти украшения можно сделать с помощью сухих цветов, отдельных лепестков, подручных  материалов – картона, клея, обрезков тюля или ткани, бисера. К такой работе можно привлечь детей – это увлекательно и хорошо развивает.

Отлично сочетаются приклеенные лепестки с акварельным рисунком. Можно использовать и тонкие стебли.

Красота и естественность

Для икебан и других украшений из сухих растений можно использовать любые материалы, не осыпающиеся при высыхании: домашние цветы катарантус,  комнатные и природные папоротники, юкку, высушенные ягоды. мелкие шишки, сухие ветки, полевые цветы, лавр, декоративные злаки, тысячелистник, розы, пионы, морознику, крупный седум. Для лучшей сохранности композицию можно вскрыть лаком для комнатных растений или обычным лаком для волос. Не выставляйте икебану под прямые солнечные лучи – она выгорает. Пыль можно убрать обычной тонкой кисточкой.

Еще вы можете ознакомиться с такими статьями как:

Источники:
florets.ru, otvet.mail.ru, moikompas.ru, yellowhome.ru





Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Copyright © 2011- 2024 Домашнее растение (0.0191 сек.)